Все что Вы прочитаете, является только моим личным мнением и я ни в коем случае не навязываю его Вам.
Введение
Когда я работал в одной компании, директор по развитию, на одно мое высказывание ”Я являюсь экспертом в киберспорте”, ответил: “Ты становишься экспертом и профессионалом в своей области только после того, как станешь способен написать книгу-учебник о своем деле, да так, чтобы читатели после прочтения твоей работы понимали все так же, как и ты сам”.
Я действительно задумался над написанием этого учебника, но потом понял, что в отечественном киберспорте пока еще нет очень многих вещей. Писать стоит не учебник про то, как все работает, а книгу, в которой нужно просто объяснить читателям, что в данный момент из себя представляет киберспорт.
1. Киберспорт - спорт, которого нет
Бесспорно, киберспорт это уже явление, которое нельзя отнести к маленькому сообществу. Это огромная аудитория, следящая за ТОПовыми командами, турнирами, и даже за личной жизнью игроков. Тем не менее, я считаю, что в нашей стране это всего лишь аудитория, которую нельзя считать индустрией и отраслью. Для начала, давайте разберемся, что такое спорт.
Цитата из Википедии:
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Теперь давайте разберем, что есть в киберспорте от спорта, а чего нет. “Организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей”. Да, с натяжкой можно сказать, что в киберспорте это есть. Есть турниры, есть основные правила проведения, есть команды, которые соревнуются между собой, причем делают это именно с помощью интеллектуальных способностей, а также, как показывают многочисленные исследования, задействуют и свои физические способности.
Идем дальше: “а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.” Я надеюсь - ты меня простишь, уважаемый читатель, но за 16 лет в киберспорте, побывав в различных ролях: игрока, тренера, менеджера, организатора турниров и владельца топ-команд, я до сих пор не увидел ни у одной команды либо игрока стандартизированного подхода к тренировкам. О какой подготовке к киберспортивной деятельности может идти речь, если у нас нет элементарного инструмента, который бы позволил появляться новым молодым игрокам?
Бесспорно, есть определенные наработки в лучших командах страны. Есть какие-то разрозненные правила подготовки, но все это пришло спустя много лет, и все эти правила прижились потому, что результат их применения был виден сразу. Например, буткемп (сбор игроков, на одной территории для подготовки к какому-либо турниру), почему сейчас все нормальные команды проводят буткемп перед важным турниром? Есть несколько на то причин:
- Большинство команд состоят из жителей различных городов и общаются по интернету.
- Во время буткемпа команда оттачивает свои навыки и стратегии, а игроки, находясь в непосредственной близости друг от друга, могут максимально быстро и эффективно обмениваться важной информацией.
- Да и понять товарища по команде на буткемпе значительно проще, чем сделать это используя любые другие средства общения в интернете.
Именно поэтому, проведение буткемпа перед важным турниром стало правилом, которое надолго останется в киберспорте. Есть еще несколько правил, но их количество не превышает и десяти. Что же мы видим в реальном спорте? Огромное количество методик, сводов правил, регламентов и много другого. Когда это появится в киберспорте? Никогда, потому что нам это не нужно. Сейчас положение дел устраивает всех: организаторов турниров, команды, игроков, зрителей. Никто не замечает проблемы, которые можно решить только совместно. Тем не менее, как я уже сказал - это никому не нужно. Эти проблемы я опишу чуть позже.
Не будем отходить от темы, и продолжим: “спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.”
Мне, как владельцу множества киберспортивных команд, да и сейчас в стенах Moscow Cyber Stadium, не приходилось видеть игроков, которые бы сочетали киберспорт с отдыхом. Если уже они играют, то от А до Я - и ни о каком отдыхе тут не может быть и речи, а об улучшении физического здоровья тем более.
Повышение интеллекта - да, это бесспорно есть в киберспорте, все те, кто играют на профессиональном уровне далеко не самые заурядные личности. Они все способны разобраться в самых тяжелых моментах игры и скреативить новые старатегии.
Стремление к совершенству - нет, нет, и еще раз нет. У нас нет такого понятия. Оно у нас заменено словом: “Задротство”. Однако данная замена распространяется не только на само слово, но и на его смысл. Я, будучи игроком в баскетбол, после каждой тренировки делал по 1000 попаданий и это считалось обычным делом для того, чтобы улучшить свой бросок. В киберспорте есть только несколько человек, которых я знаю лично и которые действительно стремились к совершенству, но даже они не так это воспринимали, им просто нравилось это делать. И это из тех сотен, а может и тысяч игроков, которые мне встречались...Эти несколько человек - исключение, которое подтверждает правило.
“Стремление к достижению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков”. Вы серьезно? Кто-нибудь сейчас играет ради рекордов или славы? Ради улучшения физических навыков? Деньги - вот единственное, за что сейчас играют профессиональные игроки, нет денег - нет игроков. Им сейчас невозможно объяснить, что всего десять лет назад на турниры вообще без призового фонда собиралось более 100 команд и коллективам, состоящим из 13-летних парней, было все равно против кого играть, против таких же как они или против многократных чемпионов. Эти 13-ти летние парни понимали, что они в начале пути и для них это бесценный опыт. Сейчас я слышу от команд высказывания: “Зачем приходить играть, если все равно выйграет ТОП команда”...
“Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.” Вот тут я бы перефразировал на киберспортивный лад: “Киберспорт предназначен для разложения физико-психических характеристик человека.” Естественно, не на все 100% игроков распространяется это утверждение, но на очень и очень большой процент. Да и закономерность тут также можно провести: чем моложе человек, тем больше на него влияет разложение. Хотите пример? Пожалуйста. Dota 2, любая игра паблика, в которой есть школьник. При малейшей нестандартной ситуации, у него происходит психологический срыв, ну или как говорят в сообществе “бомбит пукан”. Самое ужасное, что это всеми воспринимается уже как обыденное дело.
В реальном спорте акцент делается на “выращивание” нового поколения: Дюсшор, спортивные интернаты, интернаты олимпийского резерва и многое другое. Что из этого есть в киберспорте? Ничего. В этом месте надо представить себе пустыню, в которой ничего нет, кроме песка. Да да да, именно так сейчас обстоят дела у нас с молодыми игроками. Я не говорю что их вообще нет. Да, они появляются, но опять же, их количество настолько ничтожно, что это опять же скорее исключение из правил, чем доказательство неверности правила. У нас на профессиональной сцене уже 10 лет одни и те же личности: GOD, Dread, Goblack в Dota2, Dosia, Blade, Zeus в CS а теперь и в CS:GO. Что за 10 лет не нашлось никого, кто бы мог перефармить ХВОСТ`a? Или не нашлось того, кто бы мог перестрелять Adren`a? Наверняка нашлось, наверняка такие были и в достаточном количестве, но мы о них не узнали, потому что нет такого инструмента в киберспорте, который бы нам показал их. Который бы позволил им развить свои навыки. Который бы помог им набраться опыта….песок… песок, и ничего кроме песка….
Так что же такое киберспорт сейчас? Если сегодня попытаться дать определение этому понятию, то по моему скромному мнению - это должно звучать так:
"Киберспорт, - это придаток игровой индустрии, для привлечения игроков, с целью получения с них прибыли, а также очень дешевая рекламная площадка для IT - индустрии."
Я действительно считаю, что киберспорта не существует и именно эта позиция движет мной, когда я создаю те или иные проекты. Я искренне пытаюсь сделать так, чтобы киберспорт стал самостоятельной индустрией, но для этого надо еще внести нам всем массу изменений и в первую очередь осознать кто мы, и что такое киберспорт.
Именно так на сегодняшний день обстоят дела, и если честно я не знаю что лучше. То что было 10 лет назад, когда киберспорт был сам по себе, просто молодежной субкультурой, либо сейчас когда киберспорт является лишь крохотным винтиком в смежных индустриях, но в масштабах уже несоизмеримым с теми, какие были 10 лет назад. Конечно, я понимаю что любой прогресс - это хорошо и замечательно, но что нас ждет завтра? Кто будет играть завтра? Какие игры мы будем называть киберспортом? Кто будет следить за ним? На эти вопросы ответит только время…
Залилов "nirvana_sf" Максим. г. Москва.
Генеральный менеджер Moscow Cyber Stadium,
владелец организации Moscow Five,
главный организатор MCS Open.
VK: https://vk.com/papa_sf
Twitter: https://twitter.com/nirvana_sf
Facebook: https://www.facebook.com/zalilovmaxim
Site: https://cyberstadium.ru/
Продолжение следует…
2. Игроки в киберспорте и их взаимоотношения с родителями.
3. Проблемы в киберспорте.
4. Почему не догнать ТОП-команды?
5. Большиство турниров, приносят вред киберспорту.
6. Кадровые проблемы функционеров в киберспорте.
7. Как создать свою команду?
8. Как правильно тренироваться?
Комментарии
Я скоро начну сопоставлять киберспорт с машиной для печатки денег с которой все хотят поймать свою купюру (возможно не так выразился - но суть думаю вы поняли)
Но , к счастью , есть исключения. На данный момент я состою в команде "Ru eSport" . Все парни которые играют в CS GO хотят просто приехать и показать себя (померяться силами) , набраться опыта (MCS будет нашим первым LAN'ом) , деньги для нас как бонус ко всему , не больше.
Хочу выразить благодарность автору за данный блог !
А теперь мой комент=)
Мне очень понравилась данное замечание! И эта чистая правда , такие люди может и есть но их не кто не видел , а все потому что так называемые (ПРО Команды и Организаторы турниров или же чемпионатов просто напросто бояться конкуренций , а ведь в спорте это самое главное ) Щас я попытаюсь привести пример : VP,Navi,HR,LDLC,Cloud9 все эти команды уже стары в плане игры и её понимания , а ведь потому что нет тех именно молодых ребят (Которых как любит выражаться наше СНГ комьюнити (Ноунеймы) которые могу навешать пинков под зад и взбодрить их а именно потому что им просто напросто не кто не даёт шанс! Все эти турниры типо ESL,Starladder и другие бояться поддерживать новых ребят и специально вставляют им палки в колёса а именно (Из за кривых, тупых правил в регламенте турниров , админов которые даже не разбирают протесты и адекватную заявку!
И я очень сильно надеюсь что возможно в скором времени кибер-спорт сможет выйти на нормальный уровень и быть доступен для всех =)
И ещё одно я правда не люблю ругаться с людьми , но как известно При встречи людей с разными интересами и точками зрения - всегда будет назревать конфликт , думаю мы оба не хотим этого.Каждый при этом будет отстаивать свои интересы, по этому, если не трудно в знак согласия просто в конце ответа к комментарию можно поставить + . И да, всего доброго и спасибо за хорошую беседу =)
После 22х уже играют в свое удовольствие, так же в удовольствие участвуют в турнирах. В остальное время надо работать и зарабатывать на жизнь.
Фактически остается около 5 лет студенчества, что бы решить связать себя с киберспортом. Ибо как раз в это время, на мой взгляд, формируются дальнейшее развитие и планы на жизнь. И тут опять же проблема с "дюсшор". Сходу вспоминаю, что нави и рокскис делали юниорские составы, но из них, как я вижу ничего не вышло. Куда делись? Скорее всего ребята просто решили, что этим семью не прокормишь. Cooler в одном из интервью говорил об этом и что очень жалеет, что пошел в киберспорт вообще.
Упоминая спортшколы и юниорские составы, можно вспомнить так же личных тренеров. В том же старкрафте тема достаточно популярная, оплата дешевле, чем теннис, например.
Ну и глобализация, "интернет в каждый дом" это плохо. Причины две:
1) загибаются компьютерные залы. Как раз лет 10-15 назад на клуб с 20 компьютерами приходилось больше 10 команд по КС.
2) распространение синдрома "одиночества" и "хикки". Все бедные, несчастные, не могут найти общего языка с другими людьми.
Кароче я понимаю что опыт у тебя большой в киберспорте , но мое мнение что он у тебя получился не самый удачный .
вот к примеру был состав m5.Int - PGG ZXC +3
PGG - он сам знает что в доте ниче не добьется уже , ОФК ЕМУ НУЖНЫ БАБКИ и ему всеравно на тренировочки на повышение своего скила и все такое . Чисто медийная личность (опять же именно У ТЕБЯ это упирается как в отбивание денег )
ZXC - 100 let v dote , игрок нулейший , не понимает елементарный нюв мета вещей . На что расчет был? если его даже кикнули из поверренджерс ? подбираете мусор?
остальные 3 игрока хоть как-то подходят под описание МОЛОДЫЕ и при этом неплохо отыгрывали иногда ( некроман скрин сландер)
Кароче ты своими поступками , сам себе противоречиш . собрать мусоровоз в одно целое - ничего не получится
Начни с себя . Почему нельзя написать тойже команде из старсерии VEGA , предложить хорошие условия , МОЛОДЫЕ ПРЕСпективные игроки и все такое в одной тиме . Смотрят их по 15 раз за сезон старсерии по 30 к человек за стрим . Тебе хорошо - им хорошо . Молодые таланты , процетание киберспорта все такое .
Я видел кв вашего состава м5 нового . там был пгг сландер чоми и бигнум как я понял , еще волошу видел , но он стендином как я понял играл . Но суть не в этом ... Мусарня пгг осталась , значит добра своей команде ты не желаешь , тогда я тебя абсолютно не понимаю . Ну как говорится гуд лак хев фан
А как же Cooller ? Мне кажется он один из немногих понимал что такое совершенствование, и для чего это делает, а не потому что "нравилось это делать".
А тренировки? Если следовать вашей логике, то и бодибилдинг не особо спорт. Там тоже методик тьма.
Ну и о новых игроках: посмотрите на этот вопрос с точки зрения поколений. Лода, например, играет 10 лет. Известные футболисты - 20. Просто не сменились еще поколения, зачем набирать новых игроков, если старые табунами ходят (дружно смотрим в сторону артстайла и виггоса).
А о том, что не появились еще те кто Адрена перестреляет или Хвоста перефармит. Может они и появились, но посмотрите на турнирную загрузку. Кто сейчас пойдет на риск и возьмет без надобности новичка? Вот артизи ушел, ЕГ рискнули и взяли Сумаила. Такая вот история.
Starladder - да, отличный инструмент, но там мало "новой крови"
P.S. хорошая статья))
-"не приходилось видеть игроков, которые бы сочетали киберспорт с отдыхом."
В этом определении речь идет о спорте не только как о профессиональной деятельности, но и как о хобби. Поэтому оно четко подходит под киберспорт! Большинство играет в доту или кс ежедневно для удовольствия, но с желанием играть лучше, чем вчера. Также и в любом другом виде спорта. Каждый мальчуган, играя в футбол во дворе, стремится быть лучшим, даже если для него это просто отдых.
-"Задротство"- это не "стремиться к совершенству", а ПУТЬ, который ведет тебя к совершенству. Попадая 1000 бросков после тренировки по баскетболу-задротство.
-" им просто нравилось это делать." Мне после тренировки по баскетболу нужно забить 20/20 штрафных бросков и ряд других упражнений-это задротство, но оно доставляет мне удовольствие. "мне просто нравится это делать". Такое отношение к тренировке никак не характеризует киберспорт, как нечто далекое от спорта.
-“Стремление к достижению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков”. "Вы серьезно? Кто-нибудь сейчас играет ради рекордов или славы? Ради улучшения физических навыков? Деньги"
Какое здесь отличие от спорта? Нет такого ТОП футболиста или баскетболиста, который играет, только из-за славы, разве что с деньгами у него заведомо все в порядке. Всем нужны средства пропорциональные усилиям.
-Сейчас я слышу от команд высказывания: “Зачем приходить играть, если все равно выйграет ТОП команда”
Дай шанс выступить на турнире, любой команде 13-летних школьников, которые мечтают стать как Sumail, Dendi, Arteezy они 100% согласятся. Если набирать в команду игроков а-ля PGG, Vigos которым давно ничего не нужно, тогда можно ожидать такой ответ.
-“Киберспорт предназначен для разложения физико-психических характеристик человека.”
В юношеском спорте, когда играешь на голову выше всех, но твоя команда сливает тебе игру, испытываешь те же эмоции. Просто киберспортсмен играет в день 10 игр, а футболист-баскетболист-волейболист 1-2.
-"В реальном спорте акцент делается на “выращивание” нового поколения: Дюсшор, спортивные интернаты, интернаты олимпийского резерва и многое другое. Что из этого есть в киберспорте? Ничего."
Дайте киберспорту еще время, чтобы игроки, за которых мы болеем сегодня стали тренерами, а сегодняшние задроты стали родителями, тогда появятся Дюсшор, интернаты и тд. Странно требовать этого после небольшого прогресса в развитии. Но, например, в америке появляются новые игроки, недавно я не знал кто такие zai,sumail,ppd. В снг я не знал нынешний состав HR или Lil`а из ASUS. Просто нужно смотреть на новое поколение и давать им шанс, но этого не делают сами владельцы команд, хотя нужно просто заглянуть в топ 100 ммр.
-"Киберспорт, - это придаток игровой индустрии, для привлечения игроков, с целью получения с них прибыли, а также очень дешевая рекламная площадка для IT - индустрии."
По той же логике спорт существует для извлечения прибыли, как рекламная площадка для спортивного питания, одежды, снаряжения и прочего.
Все тезисы очень странные. Ощущение, что просто пригорело от чего-то, а не обдуманная речь.
Но если вы загляните глубже вы поймете, что проблема то в Кибер Спорте в том, что все те клубы и интернет кафе открывались на 99% беспонтовыми комерсами, которым кроме, как нажить денег ни чего не нужно было, их придел был только от большего отнять меньшее и получить результат!
Вот это и начало похоронило Кибер спорт примерно с 2006-7 года.
Вы скажите, что мол были же ребята которые организовывали турниры и комерсы тут не причем!
Увы когда у тебя связаны руки ты ни чего сделать не можешь или делаешь на 30% из 100 возможных!
А сейчас, единицы тех, кто остался из старой гвардии ( Oldы) пытаются сделать Кибер спорт таким какой он должен быть, но из за разницы в возрасте и не понимания молодого поколения выращенного на Online и (Oldами) начинающими свой Кибер Спорт в клубах идет резонанс.
Что бы понять всю суть того, какой должен быть кибер спорт в России вы должны увидеть социум реальных геймеров с культурой манерами и здравыми взглядами на жизнь, но увы это одна из составляющих Кибер Спорта, нужны рычаги управления организации и в первую очередь признание обществом того, что миллионы игроков играющие в компьютерные игры делают это не зря! Вот вам правда падения Кибер Спорта который встает на колени и идет в перед!
А все ваши рассуждения об игроках и командах это все вытекающие последствия!
Сравнивать интеллектуальный вид спорта с физическим нет смысла (Человек имеющий физическую силу за частую думает о том, как решить вопрос силой, а не мозгами)
Если я не прав киньте в меня камень!
Те игроки, которые когда-то на старте попали на турниры - за стримы, за то что они бывшие старкрафтеры, продолжают играть и по сей день. Пробиться на какой-то серьезный турнир практически нереально, потому что зачастую просто нет никаких квалификаций.
И в последнее время пару раз палки в колеса вставляла политическая ситуация. На очень крупный турнир Eurove vs China, где открытая квалификация, просто невозможно попасть если ты из России. В списке разрешенных стран вся Европа кроме России и Беларуси.
Однако здравствуйте.
П.С.: Ув.Jubatoz, а как же шахматы и другие виды интеллектуального спорта?